Search:

Освещение в дизайне интерьера

Апр 16 2020

Освещение в дизайне интерьера

Есть два подхода к организации искусственного света в вашем интерьере. Один – равномерно осветить всё помещение, более или менее имитируя эффект солнечного света, проникающего днём через окна. А можно поступить иначе – не пытаться искусственно воссоздавать дневной свет и разместить источники электрического света там, где по замыслу декоратора они необходимы.

Дизайнеры, выбирающие первый путь, предпочитают приборы, освещающие комнату равномерно. Светильники для этого берутся с матовыми абажурами, но довольно мощные, чтобы создать иллюзию, что это помещение – на открытом воздухе и над головами у вас не потолок, а небеса. Впрочем, некоторые декораторы в этом смысле порой переусердствуют, хотя подобная тенденция прочно укоренилась в архитектуре ещё в 1950-х годах. Однако, гораздо интереснее второй путь, дающий значительно больший простор для творческой фантазии. Здесь цель практически совпадает с эстетикой. Талантливый дизайнер, идущий по этому пути, способен так осветить интерьер, что – и это без преувеличения – он приобретает черты человеческого характера. Неодушевлённые предметы становятся «живыми» существами. Дизайнер интерьера Харьков

Направленное освещение

Освещение служит различным целям. Иногда яркий свет заливает светлые стены, что создаёт определённые эффекты:
— во-первых, помещение обретает геометрическую строгость;
— во-вторых, различные предметы, висящие на стене, связываются в единую композицию, поскольку и они, и фон освещены светом одной и той же интенсивности;
— в-третьих, сглаживается шероховатая фактура стен;
— в-четвёртых, часть света отражается обратно в пространство.

Теперь о так называемом точечном освещении, когда с помощью света мы акцентируем внимание на отдельных деталях, а общий фон – сравнительно тёмный. Это диктует нам, где рассаживаться и куда двигаться. Точечное освещение часто используется в прихожих и коридорах.

С лучами света контрастируют тени, благодаря которым пространство чем-то напоминает чёрно-белый вариант негативной плёнки. Фоном в таких случаях служат освещённые места, а визуальное послание в наш адрес идёт из темноты. Ещё одно техническое ухищрение – создание силуэтов: предмет располагается между нами и источником света, который и обрисовывает его очертания.

Помимо осветительных приборов, спрятанных в стенах или потолках, существует и другая электротехника. Например, светильники, направляющие свет вниз так, что он растекается по всему помещению, или вверх. В последнем случае используются напольные лампы (торшеры и пр.). Впрочем, эту функцию могут выполнять и равномерно развешанные источники света. Есть приборы, направляющие свет вниз, но по касательной на вертикальные поверхности, чтобы лучше подчеркнуть их фактуру. Устанавливаются такие приборы в 15-30 сантиметрах, например, от стены. Если их несколько, создаётся чёткий, отрывистый ритм чередования света и тени.

Освещение и функциональное предназначение помещения

Многое зависит от функционального предназначения комнаты. Необходимая интенсивность освещения диктуется несколькими факторами:
— оттенком света;
— углом, под которым он падает;
— распределением его в пространстве – от непосредственной близости к его источнику до дальних углов комнаты.

Если свет требуется для работы, надо ориентироваться на остроту нашего зрения и нашу работоспособность. При этом необходимо умело сочетать общее и точечное освещение. Иногда приходится выбирать освещение, которое устраивало бы всех, кто проводит свои часы – работает или отдыхает за чтением – в этой комнате.

А когда речь идёт об освещении не рабочих помещений или кухонь, а обычных комнат, предназначенных для отдыха, обедов, сна, досуга, то здесь можно дать волю фантазии, и таких вариантов существует бесчисленное множество. Но учтите: освещение влияет не только на наше настроение, но и на поведение – правда, на подсознательном уровне. Подбирая свет и оттенки цветов, владелец дома или дизайнер невольно регламентирует поведение и хозяев, и гостей.

Замечено, что, когда человек, приглашённый в дом, входит в комнату, он первым делом обводит взглядом (обычно слева направо) всё помещение. Затем его взор останавливается на лицах присутствующих и только потом начинает скользить по вертикальным и горизонтальным поверхностям. Разница в яркости их освещения служит ему своеобразным путеводителем. Реакция человека на световые акценты была исследована в 1973 году членами Общества инженеров-электриков. Специалисты пришли к выводу, что наши душа и тело подсознательно тянутся к свету. Люди – существа светолюбивые. Вот почему так важна – с психологической точки зрения – роль световых акцентов.

В обычной комнате или проходном помещении, где все постоянно двигаются взад-вперёд, акцент нужно делать на предметах, постоянно бросающихся в глаза обитателям дома или к которым они всё время подходят. Акцент создаётся ярким световым пятном, а цвет такого предмета, в свою очередь, должен максимально отражать свет. Тогда передвижению людей ничто не будет мешать, а на подсознательном уровне они ощутят душевный комфорт. Ощущение же комфорта – важнейший залог того, что ваш интерьер действительно оформлен с шиком.

Share Post